#критика
Nova Alea
К критике джентрификации.
Изображение: Паоло Педерчини, Molleindustria / Nova Alea, 2016
Преподаватель Университета Карнеги создал конструктор, который предупреждает о рисках и последствиях джентрификации.
Нова Алеа (Nova Alea) – это видеоигра, которую создал преподаватель Университета Карнеги-Меллон и участник экспериментального проекта Molleindustria Паоло Педерчини (Paolo Pedercini). Цель Нова Алеа – обратить внимание на негативную сторону джентрификации.

Дальше спойлеры, поэтому лучше сначала поиграйте.
Изображение: Паоло Педерчини, Molleindustria / Nova Alea, 2016
Геймплей
Игра ставит перед игроком цель – заработать как можно больше на колебаниях рынка недвижимости. Игровое поле – это фрагмент города, разбитый на ячейки. Каждая ячейка – это участок, на котором игрок покупает и продает здания. Здания генерируются и растут в случайном порядке, и задача игрока – поймать правильный момент для сделки.

Игрок покупает здание, пока оно стоит дешево, и продает до того, как «экономический пузырь» лопнет, а здание обесценится и исчезнет. Рост стоимости здания сопровождается постепенным превращением купленного домика в небоскреб.
Изображение: Паоло Педерчини, Molleindustria / Nova Alea, 2016
Со временем в городе появляются зеленые частицы, которые показывают, что брошенные коренными жителями здания заняли хипстеры – Weird Folks (англ. «странный народ»). Хипстеры оживляют город, но привлекают внимание застройщика-игрока. Игрок сначала превращает блоки в арт-кластеры (пульсирующие объемы), провоцируя рост цен на соседние здания, а затем продает недвижимость вместе с хипстерами.

Игрок выигрывает, когда капитал достигает максимума. В этот момент Нова Алеа «оборачивается против собственных жителей»: джентрификация проходит точку невозврата, здания начинают бесконтрольно расти и исчезать.
Изображение: Паоло Педерчини, Molleindustria / Nova Alea, 2016
Однако, в игре присутствует противоборствующая сила – жители Нова Алеа. Действия игрока заставляют жителей организоваться, чтобы противостоять девелоперы. Горожане объединяются и устанавливают над зданиями ограничения – желтые индикаторы. Индикаторы-кубики исчезают по одному за ход, и пока остается хотя бы один, здания нельзя купить или продать.
Изображение: Паоло Педерчини, Molleindustria / Nova Alea, 2016
Другой рычаг контроля – сдерживание цен (желтые плашки) и общественная собственность (желтые здания). Плашки бессрочно ограничивают высоту и цену зданий, лишая игрока прибыли, а общественную собственность нельзя купить или продать.

С новыми ограничениями влияние жителей Нова Алеа возрастает, и когда организация жителей достигает максимума, горожане отвоевывают город у девелоперов и возвращают его к человеческому масштабу.
Изображение: Похождения императора, 2000
Голос совести
Закадровый голос рассказывает, как горожане не выдержали роста цен на аренду и съехали. На место коренных жителей пришел «странный народ», но и его вытеснила алчность застройщиков, которую [хипстеры] спровоцировали.

Исчезают старые кварталы, а вместе с ними идентичность Нова Алеа. Успех девелопера делает город неузнаваемым и превращает в «место, созданное и разрушенное деньгами, где иллюзия богатства превратила горожан в нежеланных незнакомцев».
Педерчини, Molleindustria / Nova Alea, 2016
«Нова Алеа стал городом для людей, который вырос в городе капитала»
Happy End
Однако, если организация горожан достигает максимума, невидимая рассказчица сообщает, что жители не сдались и противостояли застройщикам.
Изображение: Паоло Педерчини, Molleindustria / Nova Alea, 2016
Метод
Педерчини использует кинематографический закадровый голос, который объясняет идею автора. Пока шкала «выгода» показывает экономические достижения игрока, невидимая рассказчица комментирует последствия его действий для жителей города.

Возможно, вербальный нарратив не дает игроку сделать собственный вывод в процессе геймплея. Тем не менее, девелоперский азарт помешал игрокам Монополии понять, что в ее основе лежит критика капитализма, поэтому метод Педерчини – возможно лучший способ объяснить позицию автора, которая ускользает в процессе геймплея.