#киберурбанистика
CILVIA
Часть 1/2. Правила игры в Виртуальном Лондоне.
Концепция многопользовательского градостроительного симулятора от выпускника Королевского колледжа искусств в Лондоне.
Джонни Луй (Johnny Lui) разработал прототип видеоигры CILVIA, чтобы защитить образ Лондона от компромиссов с девелоперами и неэффективной застройки. Игра переосмысляет роль архитектора в городе и по-новому интерпретирует градостроительные законы, дополняя их принципами информационного моделирования (BIM) и механиками градостроительных симуляторов.
Изображение: Джонни Луй / CILVIA
Проект CILVIA начался с академического исследования. Квартал небоскребов в лондонском Сити стал полигоном для испытания программы. Луй проанализировал квартал и проекты небоскребов и пришел к выводу, что строительство этих башен приведет к проблемам с распределением естественного света в квартале. Архитектор представил, каким мог бы получиться диалог между архитекторами и девелоперами, и предложил собственную схему застройки, которая помогла бы решить проблему доступа естественного света.

По задумке автора в некоторых башнях появились пустоты, другие небоскребы соединились, а третьи стали мастерскими на время переговоров и обсуждений. Воображаемый диалог архитектора с застройщиком стал основой геймплея CILVIA.
Изображение: Джонни Луй / CILVIA
Геймплей
Правила игры CILVIA основаны на градостроительных законах Лондона и принципах MMO. Из Генерального плана Лондона CILVIA берет правила застройки, а из онлайн-игр – принципы взаимодействия между игроками в реальном времени.

Генеральный план Лондона (англ. The London Plan) определяет экономические, экологические, транспортные и социальные сценарии развития города до 2031 года. План показывает целостное, но до определенной степени абстрактное будущее Лондона. Проблема документа заключается в том, что он оставляет девелоперам пространство для маневра. Из-за финансовых и ресурсных ограничений градостроительные департаменты не контролируют полное соблюдение пунктов Плана, поэтому утвержденные проекты могут не полностью соответствовать требованиям градостроительных правил.
Изображение: Джонни Луй / CILVIA
Пункт 106 и Инфраструктурные сборы
Местные администрации идут на уступки, потому что доход, который город получает от выданных разрешений на строительство, необходим для развития локальной инфраструктуры и строительства социального жилья.

S106 (Пункт 106 Генерального плана Лондона) и CIL (Инфраструктурный сбор – англ. The Community Infrastructure Levy) позволяют застройщикам легально обойти градостроительные ограничения. Девелопер выплачивает пошлину и получает разрешение на строительство зданий, которые не соответствуют нормам проектирования.

S106 и CIL – это два правила, которые Джонни Луй хочет изменить с помощью CILVIA. Неслучайно название игры происходит от названия Инфраструктурного сбора – «CIL».
Изображение: Джонни Луй / CILVIA
Проекты вместо пошлин
Городские администрации частно не могут эффективно распределить свои доходы: они отдают собственную работу на аутсорс, чтобы нанятые архитектурные бюро занимались инфраструктурными проектами. Луй предлагает не облагать девелоперов пошлиной, а вместо этого обязать их привлекать собственных архитекторов к проектированию общественных пространств. Таким образом, вместо финансовой компенсации город получает благоустроенные территории.

Кроме того, CILVIA решает проблему размещения социального жилья. Девелоперы строят требуемые от них по нормам дома как можно дальше от участка проектирования, который расположен в Сити. CILVIA ограничивает зону возможного размещения социального жилья радиусом 800 метров от участка проектирования.
Изображение: Джонни Луй / CILVIA
Историческое наследие
В Англии объекты культурного наследия делятся на две категории – «Здания, представляющие архитектурную ценность» и «Здания, представляющие историческую ценность». Постройки, занесенные в реестр объектов, представляющих ценность, защищены законом: их экстерьер и интерьер нельзя реконструировать без специального разрешения.

Реестр объектов культурного наследия встроен в CILVIA и обновляется, когда список ценных зданий пополняется. В то же время, игра позволяет внести здание в реестр еще до того, как оно будет построено и охранять его внутри игры.
Изображение: Джонни Луй / CILVIA
CILVIA учитывает не только отдельные здания, но и зоны консервации – охраняемые фрагменты исторической городской ткани. В игре здания и зоны создают «защитные поля», которые требуют от игрока соблюдения габаритов и стилистики застройки.
Изображение: Джонни Луй / CILVIA
Видовые раскрытия
Силуэт Лондонского Сити – это тоже предмет охраны, который защищается с 2011 года. Видовые раскрытия Собора Св. Павла, Лондонского Тауэра и других исторических зданий формируют коридоры, которые накладывают ограничения на габариты застройки.

В CILVIA видовые коридоры предустановлены, но меняются и дополняются с течением времени.
Изображение: Джонни Луй / CILVIA
Право на свет
Кроме самих зданий охране подлежит освещенность внутренних пространств. Лондонские правила инсоляции опираются на возраст здания. В городе действует закон, согласно которому владелец здания, в окна которого в течении 20 лет попадал естественный свет, имеет право запретить любое строительство, которое может лишить его инсоляции.

На практике закон куда сложнее и применяется в зависимости от конкретного случая. Обычно у здания нет «права на свет», и закон не распространяется на новые здания, поэтому архитекторы балансируют между обеспечением инсоляцией существующей застройки и новых строений.

CILVIA помогает решить проблему расчета инсоляции с помощью встроенной системы мониторинга окон. Игра предупреждает, если в окна попадает опасное отражение солнечных лучей от фасадов нового здания, или если окна перестают получать естественный свет. Игрок должен быстро разрешить проблему, иначе его проект внутри игры будет заморожен.

Собирая данные о виртуальном Лондоне, CILVIA постепенно корректирует закон об инсоляции и делает его более эффективным.
Изображение: Джонни Луй / CILVIA
Экология
Помимо объемно-пространственных качеств игра оценивает влияние проектов на окружающую среду. Оценка CILVIA основана на критериях BREEAM, которые учитывают энергетику, водоснабжение, экологичность, транспортную доступность, энергоэффективность и инновационность. Здание соответствует высшей категории BREEAM, если в течение своего жизненного цикла не наносит вреда окружающей среде и приносит доход своему владельцу.

CILVIA анализирует каждое отдельное здание и общее воздействие игроков на окружающую среду. До тех пор, пока в городе поддерживается экологический баланс, игра позволяет вносить изменения в структуру города.
Изображение: Джонни Луй / CILVIA
Общественные пространства
Другая проблема, с которой работает CILVIA, – это недостаток открытых общественных пространств. Генеральный план Лондона описывает общественные пространства как «безопасные, доступные, инклюзивные, связанные, читаемые и оборудованные уличной мебелью высокого качества». Однако в законе общественное пространство не сводится к открытому и общедоступному. Из-за этой неточности в Лондоне появился особый тип частных общественных пространств с ограниченным доступом. Например, общественный сад Sky Garden на крыше небоскреба на Фенчерч-стрит закрыт после 16:00, а попасть в него можно только заранее забронировав бесплатный билет.

Алгоритмы CILVIA отслеживают доступность общественных территорий в виртуальном Лондоне, и следят за тем, чтобы даже те пространства, которые благоустроили частные инвесторы, оставались открытыми для горожан.
Изображение: Джонни Луй / CILVIA
Каркас города
Улично-дорожная сеть формирует 80% общественных пространств Лондона. В городе действует правило, согласно которому улицы делятся на две категории – «движение» и «место». Иерархия улиц, основанная на этих категориях, помогает администрации отслеживать состояние улиц. Кроме того, категории определяют обязанности девелоперов в рамках CIL.

CILVIA учитывает существующую типологию улиц и делает улично-дорожную сеть зоной ответственности архитекторов. В CILVIA игроки могут проектировать благоустройство, менять иерархию улиц и улучшать показатели своего проекта через его взаимодействие с улично-дорожной сетью. Параллельно игра анализирует транспортную и пешеходную загруженность улиц и прогнозирует её изменение с ростом населения Лондона.
Изображение: Джонни Луй / CILVIA
Экспертиза
Игроки рассматривают проектные решения, принятые другими участниками CILVIA, в режиме реального времени. Архитекторы, застройщики и представители администрации консультируют друг друга в процессе доработки проектов, а общественный совет следит за процессом проектирования с момента появления здания на игровом поле CILVIA.

Игра анализирует объемно-пространственное взаимодействие зданий, поэтому игроки заранее узнают о возможных рисках: затенения застройки, повышенной продуваемость территории или чрезмерной нагрузки на улично-дорожную сеть. Система постоянно обновляет данные и прогнозирует развитие проектов, поэтому отдельные проекты в CILVIA превращаются в слаженную систему зданий и комфортных открытых пространств.

Продолжение следует...